Предпринимательские поговорки, часть V и последняя

Ну и, наконец, завершающая часть предпринимательских поговорок с O’Reilly Radar, посвященная, конечно же, деньгам. Вообще на мой взгляд деньги – это та область стартапостроения где нужно особенно осторожно относиться к рекомендациям зарубежных товарищей – поскольку в наших краях, к сожалению, нет ни института венчурных компаний, ни массы ангелов и даже 3F (Friends, Fools and Family) большинству стартаперов деньгами помочь не смогут :(. Но тем не менее в представленных ниже поговорках есть здравые мысли, ознакомится с которыми не помешает и отечественным стартапостроителям.

Начинайте с ничего, и оставайтесь ни с чем как можно дольше. Маленький бюджет требует огромной концентрации (возможно, здесь я снова заимствую у Jason Fried – это очень похоже на его слова…) Не стремитесь сразу же привлечь кучу денег. Вместо этого привлекайте ровно столько, сколько нужно для продолжения работы, и используйте эти ограничения для укрепления собственной мотивации.

Лучшие инвестиционные предложения предельно откровенны и написаны с юмором: задумайтесь над тем, что из этого следует. Абсолютно откровенное предложение служит признаком успешности бизнеса. Если вы вынуждены лгать и изворачиваться, чтобы заинтересовать инвесторов, с чем это связано? Если у вас отличный бизнес, то привлечь в него инвесторов не так уж сложно, а вот чем ваш бизнес хуже, тем сложнее (и неприятнее) для вас привлечение инвестиций. Легкость изложения означает, что с автором будет приятно работать, а венчурные капиталисты любят работать с приятными людьми не меньше, чем каждый из нас. Если вы не можете сами так писать, найдите того, кто сможет.

Никогда не признавайтесь, что вы держите что-то в секрете – нет ничего ужаснее, чем сказать инвестору: “Я не хочу об этом говорить”. Это полная противоположность предельной открытости. Тем не менее, не стоит забывать, что некоторые потенциальные инвесторы могут сообщить полученные от вас сведения вашим прямым конкурентам, причем не обязательно даже потому, что они вложили в них деньги. Поэтому кое-что все-таки необходимо хранить в секрете – но нужно любыми способами избегать признания в этом. В ответах на вопросы опускайте детали, которые вы не готовы раскрывать. Научитесь направлять беседу в нужное вам русло. Раскрывайте дополнительную информацию по мере роста вашего доверия к потенциальному инвестору.

“Нет” означает “может быть”, “да” тоже означает “может быть”: если вы хотите с кем-то работать, вы не должны просто принимать отрицательный ответ. Получив отказ, расспросите подробнее о его причинах, а затем регулярно отправляйте этим компаниям извещения о том, насколько вы преуспели на рынке. Одна из моих компаний получила три из пяти предварительных предложений об условиях соглашения (так называемые term sheet) от венчурных компаний, изначально сказавших “нет”. И наоборот, единственные настоящие деньги – это деньги, находящиеся на вашем счете в банке. Все остальное – не более чем потенциальные возможности, и относиться к ним нужно соответственно. Не стоит прекращать поиск инвестиций до тех пор, пока у вас нет твердых гарантий получения необходимых инвестиций, не стоит удовлетворяться половинчатыми обещаниями, вроде “Мы вложим в вас средства, если еще одна компания согласится на это”. Не останавливайтесь вплоть до момента завершения банковской проводки.

Для инвесторов продукт ничего не значит. Классическая презентация, выполненная технарями для венчурных инвесторов, состоит из десяти слайдов, описывающих продукт, и двух слайдов про образование основателей. Такое предложение просто ужасно. Продукту должен быть посвящен ОДИН слайд, все остальные должны рассматривать рынок, конкурентов, финансы, историю финансирования и относящийся к делу опыт команды. Собственно продукт для большинства инвесторов гораздо менее важен, чем отзывы потребителей, характеристики рынка и то, насколько команда внушает доверие. В свое свободное время думайте только о продукте, инвесторам же представьте все аспекты вашего бизнеса.

Самый верный путь получить инвестиции – это не нуждаться в них. Если у вас есть работающий бизнес с реальными клиентами и вы в состоянии оплачивать все свои счета, у вас гораздо больше шансов получить инвестиции, чем в случае, когда их получение – это вопрос выживания. Предложение, звучащее как: “С помощью дополнительных денег мы можем ускорить наш рост”, – имеет гораздо больше шансов на успех, чем: “Мне необходимы ваши деньги, или мы закроемся”.



Один комментарий к “Предпринимательские поговорки, часть V и последняя”

  1. Олег says:

    Мне кажется бюджет не всегда должен быль маленьким, всегда должны быть оборотные средства, на форс-мажоры, подкуп должностных лиц и прочее. Ярким пример, кража служебного автомобиля, если он является производственной необходимостью

Оставить комментарий