Особенности национального командообразования III

Особенности национального командообразования
Часть третья

Как же обстоит дело у нас – между Западом и Востоком? Для нас слово «команда» обозначает, прежде всего, спортивную или военную группу. Вот что написано в словаре Ушакова:

КОМА’НДА, ы, ж. [фр. commande].
1. Словесный краткий приказ по установленной форме (воен.). Слова команды едва были слышны. Раздалась к. Работать по команде. Слушаться команды. 2. перен. Принуждение, проявление прихоти, каприза (разг. неодобрит.). Тебе (жене) в угодность, как ни грустно, пускаюсь по команде в пляс. Грбдв. 3. Начальствование над какой-н. частью войск, командование (воен. разг.). Принять команду над полком. Быть под командой строгого начальника. 4. Небольшая воинская часть, выделенная в особую единицу (воен.). Саперная к. Учебная к. || Небольшая воинская часть, временно выделенная для какой-н. особой надобности (воен.). К. фуражиров. К. квартирьеров. 5. Экипаж судна, матросы вместе с начальством (мор.). Вся к., как один человек, бросилась к орудиям. 6. Служащие какой-н. пожарной части при исполнении служебных обязанностей (спец.). Вызвать пожарную команду. К. из соседней пожарной части. 7. Группа участников спортивного состязания, одна из борющихся сторон, подчиненная своему капитану (спорт.). Футбольная команда. На состязаниях по легкой атлетике первый приз получила к. текстильщиков. 8. Всякая группа лиц, ватага, компания (разг. фам. шутл.). В комнату ввалилась веселая к.

А то, что сейчас понимают под командой, раньше обозначалось словами «группа» и «коллектив». С коллективом работали профсоюзы, его укрепляли, поднимали его «боевой дух». Те же самые субботники выполняли свое предназначение не хуже, чем западные корпоративные мероприятия. Зачастую мы заимствуем новые методы, которые на поверку оказываются хорошо забытыми старыми. Доски почета, планы пятилетки, соцсоревнования, стенгазеты, «чувство локтя» достаточно сильно укрепляли коллектив и мотивировали людей к работе. В советское время важна была идеология, и в этом смысле работа, так же, как и на Востоке, была служением, но только – высоким идеалам. Возможно, идеи прошлого уже никого не вдохновляют, но методы-то остались, и их можно модернизировать и использовать. Например, на внутреннем сайте возможно создать подобие доски почета и писать там о успехах сотрудников. На ней же можно размещать планы развития компании на ближайшее будущее, чтобы сотрудники примерно ориентировались, и, не исключено, предлагали что-то свое. В дальнейшем подобная доска может стать внутренним изданием компании, а затем, возможно, и рассылкой или журналом, который можно поставлять постоянным клиентам.

Сегодня день в российских компаниях используется и западный подход (прежде всего, в корпорациях), и восточный (небольшие совместные предприятия), и советский (школы, заводы), и их всевозможные комбинации. Какой же вариант подходит людям с нашим менталитетом?

Для человека, родившегося на шестой части суши, важно понимание глубинных ценностей, лежащих в основе деятельности, осознание глобальной цели работы. На Востоке такие цели постигаются самостоятельно, а на Западе обычно говорится о более частных задачах организации. А вот то, что хотят услышать наши люди, сложно донести, просто сказав об этом на утренней планерке. Сотрудники должны проникнуться целями деятельности, почувствовать и принять их. И здесь требуются долгие разговоры, «посиделки», возможность поговорить «по душам», возможно, не без спиртного. Поэтому для сплочения коллектива нужны совместные праздники или корпоративные мероприятия. Но только не стоит звать аниматоров, нужно дать людям возможность поговорить. Единственное замечание – такой разговор необходимо вести, чтобы выйти на глубинные вопросы, а не просто болтать весь вечер. Чаще всего достаточно задать пару вопросов, чтобы разговор пошел в нужном ключе. Тогда работник будет представлять себе, что делает его компания, что делает в ней он, возможно, сможет предложить рациональные решения теперь уже ясных задач, болеть за свое дело. Ведь для нашего человека принципиально важным является разделение «свой – чужой». Если на этой работе все чужие, спокойно переносятся все замечания, увольнения, работа может идти вполне на западный манер, но и ратовать за дело тоже никто не будет. В подобных компаниях никого не найдешь в офисе после окончания рабочего дня, а за неприятности никто не переживает и не несет ответственности. Если же здесь все «свои», то никому не хочется подводить коллегу, работа делается даже за счет свободного времени, сотрудники поддерживают друг друга и легко прощают оплошности. И, конечно, огромная проблема состоит в том, как сделать, чтобы в компании люди были «своими». Прояснение целей – один из шагов к этому.

Еще «своими» людей делают общие интересы – как относящиеся к работе, так и не касающиеся ее. Узнать об общности интересов можно во время совместных обедов, по дороге домой, во внутрикорпоративных изданиях, а задействовать их можно, занимаясь общими проектами, посещая вместе концерты, конференции, выставки, тренинги и прочие мероприятия. Если компания знает, в чем ее интересы и ценности, она станет соответствующим образом себя позиционировать, и в нее будут приходить соответствующие, «свои» люди.

Разумеется, людей объединяет и общий опыт, поэтому важно не только участвовать в каких-то совместных делах, но и обсуждать их с другими, рассказывать, делать выводы, предлагать изменения. А вот участие в спортивных соревнованиях, где одни сотрудники соперничают с другими, не лучшим образом сказывается на отношениях в коллективе. Это противостояние может затем перенестись и на рабочие отношения («Ты обыграл меня в боулинг, так что не буду тебе помогать»). Лучше искать варианты совместной деятельности, например те же соревнования, но с другой компанией, желательно не с конкурентами. Совместная учеба тоже может пойти на пользу, но, с другой стороны, способна и заставить многих краснеть за свои слабые способности. Поэтому во всех мероприятиях, не относящихся к работе, важно понимать, как именно они скажутся на отношениях в коллективе, и помогать людям побыть в иных отношениях, в иных ролях. Не последнее значение в данном случае имеет одежда. Если вся компания решила отметить День дурака, то сотрудник может (и даже должен) прийти с красным носом и дурачиться с остальными, но на следующий день, когда он опять наденет костюм с галстуком, скорее всего, ни у кого не возникнет желания дразнить его тем, что было вчера. Только, конечно, надо заранее всем договориться о таком «маскараде».

Безусловно, невозможно в одной статье описать все наши национальные особенности и рассказать обо всех приемах, но я надеюсь, что мне удалось навести вас на размышления и подтолкнуть к поиску собственных методов командообразования. Или сплочения коллектива. Или создания клана. Это уж кому что ближе.

– Алиса



24 комментария к “Особенности национального командообразования III”

  1. Алиса says:

    Нет, на этом статья заканчивается :)
    Ждите новых!

  2. Андрей says:

    “Для нас слово «команда» обозначает, прежде всего, спортивную или военную группу.”
    КОМАНДА-это нечто сплоченное и обединенное единой мыслью и эта мысль должна быть не деньги ,а нечто больбшее!! поэтому считаю эту цитату самой правильной..

  3. ASUS says:

    Очень познавательно, еслибы все придерживались хотябы половины правил, описанных в статье, то производительность выросла бы в разы

  4. Sanekton says:

    Хотельсь бы присоединиться к поблагодарившим людям, и сказать не зря время убил

  5. ReStaK says:

    Такая длинная статья… Но дочитал до конца, интересная :) Вот бы ещё применить хотя бы часть правил.

  6. Serch says:

    а правила эти мы применим, будьте уверены

  7. Kireev says:

    да, командное образование – много значит при работе в команде

  8. Alex Frolov says:

    Да он просто новую пищу для ума подготавливает, не мешайте ему

  9. Jeki says:

    Командная работа – это хорошо, вот только не всегда хочется работать в этой команде.

  10. Михаил says:

    но с другой стороны способна их заставить многих краснеть за свои слабые способности.

  11. Yaroslav says:

    Вопрос в том что не из кого делать мне эту команду, все ежики курносые, и всем на все плевать болеть за дело не хотят

  12. Денис says:

    командывать любят все)
    это наша национальная черта

  13. изя пенов says:

    Отличная статья, жду продолжения;)

  14. Артём says:

    Действительно интересно, а главное актуально! Сегодня работать в команде намного легче и эффективнее.
    P.S. Одна голова хорошо – а много лучше!

  15. Петрович says:

    да уж…Работа в команде сейчас важна как никогда. В одиночку в бизнесе не пробьешься…

  16. smn says:

    Статья интересная и не для интернета очень длинная, чесно сил до конца дочитать не хватило. Но задуматься на тему команды пришлось. Лично мне нравиться выражение “работать в команде” оно меня не коробит.

  17. Milena says:

    Да, хорошая статья!
    Хочется только посоветовать не писать текст такими массивами! разбивайте на части!
    Вот по своему опыту могу сказать, что здорово сплачивают совместная учеба и времяпрепровождение. Причем, по-моему, лучше все же без спиртного. А то все может закончиться не очень хорошо. 😉

  18. Adelard says:

    Автоматизация создает новые области занятости: требуется все больше и больше людей для исправления ошибок.

  19. Skin R. says:

    Сколько тут руководителей собралось 😉 И каждый занимается командообразованием.

  20. SarkaZm says:

    Будут другие части командообразования? Интересненько.

  21. Man says:

    Давайте уже следующие части!!! Давненько не писали!
    Можно снова о командообразовании =)

  22. Debitor says:

    Тимбилдинг процветает повсеместно )))

  23. Bob says:

    Команду построить можно но еще ею надо управлять, а это не все могут((

  24. Слава says:

    Интересная статья. Взял на заметку. У меня уже есть опыт создания и управления командами, причём свою первую команду я собрали в инете, когда только начинал, и мы сделали несколько проектов, один из которых новости спорта, так там новости появлялись даже раньше чем на многих крупных порталах, вот что значит слаженость и сплачёность =)

Leave a Reply to Bob