Ускоренный курс по теории обучения I

Предлагаем Вашему вниманию перевод статьи из блога «Creating Passionate Users», посвященной созданию блога об обучении:
http://headrush.typepad.com/creating_passionate_users/2006/01/crash_course_in.html

Одной из многих форм успешного блога является «блог об обучении», в котором Вы делитесь своими знаниями, чтобы помочь другим. Даже (или особенно) в том случае, если Вы тем самым выдаете свои «секреты». Обучение других тому, что Вы умеете делать — один из наилучших известных нам способов расширить свою аудиторию — круг пользователей, которым Вы хотите помочь.

Именно это я и пытаюсь здесь сделать, потому что — давайте отдадим себе в этом отчет — Вас интересует не только моя личность :-). Полагаю (поскольку Вы читаете этот блог), Вы ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ в том, чтобы помочь пользователям повысить эффективность своей деятельности. Поэтому, чтобы чтение материалов стоило потраченных усилий и времени, я и создала этот блог об обучении. Бьюсь об заклад, Вам безразлично, что я ела на обед, с кем я обедала или что я думаю о последних новостях.

Итак, предлагаю Вашему вниманию ускоренный учебный курс, посвященный некоторым из наших излюбленных методов обучения, опирающихся на науку о познании, теорию обучения, нейробиологию, психологию и развлечение (включая разработку игр). Многое в нем основано на курсах, которые я разработала и провела на факультете «Изучение новых медиа-технологий и развлечений» курсов при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Они довольно обширны, поэтому в этом сообщении я рассмотрю лишь основные тезисы с иллюстрациями в качестве краткой наглядной сводки.

Это не полный обзор современного состояния теории обучения, но здесь есть почти все, о чем мы думаем, создавая книги. И, хотя данное сообщение посвящено блогам и написанию материалов, практически все в нем относится к любой форме обучения — можно легко адаптировать его содержание для презентаций, пользовательской документации или для обучения в классе. Следует помнить, что это БЛОГ — поэтому не ждите от меня научной строгости :-).

brain

• Обращайтесь сначала к мозгу, а потом уже к разуму.
Даже если у ученика есть личная мотивация ознакомиться с темой, но само содержание обучения его не мотивирует, мозг ученика приложит все усилия к тому, чтобы заняться чем-нибудь более интересным. Это замечание касается как привлечения и поддержания внимания, так и памяти. Помните: Вы не сможете ничего сделать до тех пор, пока не пробьетесь через фильтр мусора в мозге! А сухое и скучное академическое объяснение мозг, несомненно, воспринимает как МУСОР (независимо от того, насколько Ваш разум заинтересован в нем).

learning-co-creation

Обучение не является процессом одностороннего «проталкивания» информации. Ученик — не «пустой сосуд», который ждет, чтобы эксперт, человек, который ведет блог, автор и т. п. наполнил его информацией. Обучение — это форма взаимодействия ученика и среды обучения. Вы не можете создать новые пути в голове человека. Ваша задача — создать среду, в которой шансы того, что ученик воспримет информацию нужным Вам способом, максимально велики.

• Позаботьтесь о том, чтобы каждая тема была полезной: используйте сценарий «Почему Вам нужно обратить на это внимание».
Обучение будет намного более эффективным, если ученик поймет, почему Вы собираетесь говорить на ту или иную тему. Польза от обучения или его цель должны быть известны до изложения его содержания. В противном случае по окончании Вашего рассказа ученик воскликнет: «Что же Вы не объяснили раньше, зачем это нужно! Я бы тогда уделил Вашим словам больше внимания». Этот процесс «не обращения внимания» не поддается сознательному контролю ученика. Как я уже сказал, даже если человек мотивирован приобрести знания по данной теме, его мозг может время от времени отключаться и не воспринимать те части, на пользе которых Вы не акцентировали его внимание.

Для того чтобы определить «ощутимую пользу», сыграйте с кем-нибудь в игру «Зачем? Кому это нужно? Итак?». Опишите то, что Вы собираетесь объяснить, в ответ на это Ваш собеседник спросит: «Зачем?». Дайте ответ, и Вы услышите: «А кому это нужно?». Ответьте, после чего Вас спросят: «Итак?». В тот момент, когда Вы уже готовы убить своего собеседника за непонятливость, возможно, Вы поймете, что именно нужно было сказать вместо своих первого и второго ответов. Наиболее убедительную и мотивирующую причиную или пользу почти всегда можно сформулировать лишь после то, как Вы ответили минимум на три вопроса типа «Да, но мне-то ЗАЧЕМ это нужно?».

Продолжение следует…



6 комментариев к “Ускоренный курс по теории обучения I”

  1. i-gordiy says:

    Интересный подход к процессу обучения

  2. Dante says:

    Теория конечно хорошая, но только эту теорию не соблюдают в некоторых учебных заведениях, когда на лекции чисто читают материал, а ученики его тупо слушают\записывают

  3. Vadim says:

    Спорны некоторые моменты на мой взгляд. Сам занимался когда-то проблемным обучением и мотивацией.

  4. Stepan Aprel says:

    Штука не плохая, вот если к ней добавить какое либо ноу хау высокотехнологическое средство, по типу 25-го кадра или бинауральных записей получилось бы супер. Дейсвуеш не только на сознание но и на подсознание, двойной эффект получается.

  5. werden says:

    “Вы делитесь своими знаниями, чтобы помочь другим”

    Очень верно подмечено; на этом как раз и основано большинство блогов. Хотя изначально блоги предназначались, как нечто, где автор попросту высказывал свои мысли.

  6. Слава says:

    “Обучение – это форма взаимодействия”
    Как точно и верно подмечено!

Leave a Reply to Dante