Ускоренный курс по теории обучения II

• Используйте визуальные пособия.

use-vusuals

Человек обращает больше внимания на визуальную информацию, и его мозг обрабатывает ее быстрее, чем вербальную. Визуальная информация может быть представлена в нескольких формах:

— Информационный график или диаграмма.
— Визуальная метафора.
— Изображение описываемой вещи с комментариями.
— Изображение конечного состояния.
— Изображение для привлечения внимания или повторения.

• Для того чтобы повысить понимание и запоминание, используйте принцип избыточности.

redundancy-copy

Избыточность не означает повторение — это просто «выражение уже сказанного, но иным образом». «Иным образом» может означать следующее:

— С иной точки зрения.
— Использование иного информационного канала (в перечень каналов входят: графика, примеры, текстовые пояснения, пошаговые инструкции, учебные пособия, рассмотрение конкретных ситуаций, упражнения, сводки, отдельные пункты, комментарии, критика, вопросы и ответы, личная точка зрения и т. п.).

Кроме того, чем больше органов чувств будет использовано, тем больше вероятность запоминания и вспоминания. Имеет значение даже наличие во время обучения только что приготовленной воздушной кукурузы или свежеиспечённого печенья.

Краткость хороша для справочной документации, но смертоносна для учебных материалов. Наилучшая практика обучения основана на том, каким образом мы учимся чему-нибудь в жизни, но обеспечивает обучение в надёжной, имитационной и сжатой форме. В жизни обучение никогда не бывает быстрым. Оно происходит в обстановке хаоса и путаницы, прерывающихся моментами озарения («Ага!») и понимания. Это не прямая, а волнистая траектория. Блог об обучении, учебник или занятия в классе не должны пытаться выпрямить эту траекторию!

• Поддерживайте интерес, обеспечивая разнообразие и элементы неожиданности.

maintain-interest-with-variety-and-surprise

• Используйте разговорный язык

use-conversational-language

Мозг лучше воспринимает разговорный стиль, когда нужно не потерять «нить разговора». Имеются свидетельства того, что мозг ведет себя так, даже когда «разговор» происходит между человеком (Вами) и книгой, изображением на экране компьютера или лектором.

• Используйте ошибки, неудачи и противоинтуитивные «Что за чёрт!».

Человек обычно больше учится на неудачах, чем на демонстрации правильной или ожидаемой работы. При обучении больше всего запоминается ситуация, когда все идет хорошо, разумно и т. п., но внезапно человек попадает в условия, когда что-то идет ужасно плохо. Описание того, что НЕ работает, нередко является более эффективным, чем демонстрация того, как что-то РАБОТАЕТ. Мы называем это «Обучение по принципу “Что за чёрт!”».

Демонстрация всегда лучше рассказа. И даже лучше, чем демонстрация, — это приобретение учеником собственного опыта. Пройдитесь с учеником по садовой дорожке, где все идеально, но внезапно начинает «идти кувырком». Он, скорее всего, запомнит это лучше, чем просто Ваши указания: «Вы должны делать так-то и так-то».
Есть искушение защитить учеников от ударов и царапин, случающихся в реальном мире, но во многих случаях (для многих тем) не следует делать ученику никаких поблажек.

• Используйте принцип кинематографиста (и писателя): «ПОКАЗЫВАТЬ, а не РАССКАЗЫВАТЬ».
Вместо проведения лекции, детально описывающей работу чего-либо, дайте ученикам увидеть, как это работает, рассказав им историю или инсценировав сценарий, при котором они столкнутся с трудностями.



4 комментария к “Ускоренный курс по теории обучения II”

  1. Виталий says:

    Пошёл читать первую часть, интересно, сразу вспоминаются случаи когда эти приёмы использовались по отношению к тебе

  2. Слава says:

    Спасибо!
    на самом деле человек лучше учится когда сталкивается с проблемами

  3. ранетки says:

    Хорошее продолжение первой статьи, осталось побороть лень и попробовать все это применить к себе :)

  4. Денис says:

    Если не трудно автору, то не могли бы Вы выложить второй рисунок в более высоком разрешении? Я просто ускоренный курс распечатываю.Спасибо заранее !

Leave a Reply to Слава