Ускоренный курс по теории обучения III

• Чтобы предотвратить перегрузку в процессе познания, разделите материал на порции.

Помните, что оперативная память человека очень мала. Обычно в ней хранится до 7 вещей, часть из которых затем переносится в долгосрочную память, а часть отбрасывается, чтобы освободить место для чего-то нового. То, что хранится в краткосрочной памяти, пропадает, как только возникает перерыв. Если Вы нашли номер телефона, то можете воспроизвести его, пока повторяете его про себя и пока никто не сбил Вас каким-нибудь вопросом. Продолжительности хранения обычно достаточно для набора номера. К тому моменту, когда Вы закончите разговор с человеком на другом конце провода, вы уже забудете номер телефона.

При делении на порции подробные данные, факты или знания объединяются в содержательные или, по крайней мере, запоминаемые порции, чтобы уменьшить объем, который необходимо хранить в краткосрочной памяти. Это повышает шансы запоминания и воспроизведения. Предположим, например, что Вам дали 30 секунд на запоминание следующих «кодовых символов» для чисел от 1 до 10.

dhdhdhn

Если при опросе, проведенном сразу по истечении 30 секунд, Вам удастся указать 60% кодов правильно, считайте, что Вам повезло. Просто в такое короткое время нужно запомнить слишком много символов и невозможно сразу найти очевидный способ связать их друг с другом.

Но если внести одно простое изменение в способ их представления, не меняя ни один из символов:

dhdhdhn-nfdhnfndhudhdh

то за 30 секунд большинство участников укажут при последующем тестировании 100% правильных символов. Иными словами, группируя символы, чтобы получить показательную и запоминающуюся форму, мы уменьшаем количество деталей (возможно, произвольных), которые необходимо запомнить, и тем самым повышаем вероятность правильного ответа.

relax

• Поскольку напряжение и волнение могут снизить концентрацию внимания и запоминание, делайте все возможное, чтобы ученик чувствовал себя свободно и уверенно. Это не означает, что нужно упростить материал. Ученик должен знать: «Да, это запутанно, поэтому не нужно беспокоиться, если в данный момент Вы чего-то не понимате. Все встанет на свои места, как только Вы рассмотрите остальные примеры». Иными словами, ученики должны осознавать, что их текущее непонимание не является следствием глупости. При изучении особенно трудных тем предупреждайте учеников об этой сложности на каждом этапе, чтобы они могли решить, нужно ли вернуться к пройденному и что-то повторить. Пусть они знают, что такое повторение является частью нормального процесса обучения, а не вызвано их неудачами.

Если Вы боитесь показаться снисходительным — не впадайте в снисходительность. Просто отдавайте себе отчет в том, какие усилия нужны человеку для изучения данного материала. Однако Вы не сможете сделать это, пока не узнаете, насколько трудно начинающему изучить его. Как экспертам, нам трудно вспомнить, что такое «НЕ ЗНАТЬ». Однако если Вы не уверены, проведите исследование. Один из наилучших способов узнать, с чем бьются новички, – это посещение дискуссионных форумов по Вашей тематике, предназначенных для новичков. Хорошим средством является также оглашение перечня учебных тем, поскольку то, что Вы считаете элементарным, может оказаться камнем преткновения, а то, что Вам кажется трудным, может оказаться легкой задачей для большинства людей.

Суть в том, что Вы не обязательно являетесь наилучшим судьей о том, как Ваша аудитория будет изучать тему. Можно поставить себя на место ученика, но это редко помогает: Вы не можете полностью встать на место кого-либо, если только его мышление и квалификация не близки к Вашим. Следует выявить, какие трудности преодолевают ученики, и воздержаться от высказываний типа «Это же элементарно!».

Тот, кто провел обучение по какой-либо теме, легче излагает ее, поскольку давал ответы на вопросы и наблюдал, как ученики справляются с трудностями. Он знает, как оценить каждую тему в соответствии с ее сложностью. Но Вы можете узнать почти то же самое, просмотрев форумы для новичков (или посетив совещания групп пользователей, предназначенные для новичков).



2 комментария к “Ускоренный курс по теории обучения III”

  1. Слава says:

    Хорошо подмечено про временное непонимание общей картине в стадии обучения. Это очень важная деталь, а то часто ученик паникует или комплексует по этому поводу…

  2. Andrey says:

    Хотелось бы узнать, а будет еще продолжение? Согласен с предыдущим комментатором, от паники никто не застрахован.

Leave a Reply to Andrey