Лингвистика помогает предсказывать финансовые пузыри

Ирландские лингвисты нашли взаимосвязь между экономическими пузырями и разнообразием выражений, в которых деловые СМИ описывают ситуацию на рынке. Чем беднее лексика, которую используют финансовые аналитики в своих статьях, тем больше вероятность того, что рынок перегрет.

Ученые проанализировали 18000 статей, опубликованных в Financial Times, The New York Times и на BBC в 2006-2010 годах, в которых хоть раз бы упоминались индексы DJI, NIKKEI-225 или FTSE-100, и построили модель распределения во времени слов и выражений, использованных в этих статьях. Оказалось, что изменения частотности слов в статьях очень точно коррелируют с изменениями биржевых индексов. По мере надувания финансового пузыря аналитики всё чаще использовали в своих комментариях определенные слова, которые авторы исследования назвали «альфа-терминами» («stocks rose again», «scaled new heights», «soared»). Лексика статей становилась всё более и более единообразной. Но зато сразу после краха Lehman Brothers в 2008 году язык деловых СМИ стал существенно богаче и разнообразнее.

Красная линия на графике – отклонение частотности «альфа-терминов» в финансовых статьях от их средней частотности по корпусу английского языка, синяя – индекс Доу-Джонса. Полностью текст исследования можно почитать здесь.

Google использует данные о поисковых запросах, чтобы предсказывать продажи автомобилей. Авторы исследования предлагают аналогичным образом использовать обнаруженную зависимость для предсказания экономических пузырей.

Интересно, если бы мы проанализировали всё, что пишется в последнее время о стартапах, подтвердилось бы наличие стартапного пузыря?



Оставить комментарий