Главная проблема технического творчества – своевременный отказ от мусорных идей

Недавно наткнулся на интересное эссе Алана Купера, известного дизайнера и автора нескольких книг о проектировании интерфейсов, о том, что не нужно стесняться вкладывать время, силы и деньги в сомнительные проекты. Предлагаю вашему вниманию перевод.


«Чтобы генерировать хорошие идеи, нужно генерировать много идей». По моему опыту, это утверждение справедливо в любой ситуации. Как правило, в течение дня мне в голову приходит множество идей, и некоторые из них бывают весьма хороши. Проблема в том, что все остальные никуда не годятся.

Я не считаю потерянным время, потраченное на обдумывание хороших идей, хотя мне удалось реализовать лишь малую часть из них. Прорабатывая перспективную идею, можно собрать богатый урожай инсайтов, а иногда одна интересная мысль приводит к другим, еще более интересным.

При этом я потратил зря кучу времени, пытаясь вдохнуть жизнь в изначально нежизнеспособные идеи. Самые бесполезно потраченные время и внимание в моей жизни – это время и внимание, которые я уделил бесперспективным идеям в надежде, что они каким-то образом станут перспективными. Мало того, что я зря тратил время и силы, так еще и упустил возможность поработать над чем-то более существенным.

Неправильный выбор идей для реализации – это важная, хотя и во многом скрытая проблема технического творчества. Экономисты в подобных случаях говорят об «упущенной выгоде». Это выгода, которую вы могли бы получить, но не получили, потому что были заняты чем-то еще. Хорошая идея, которую вы проигнорировали, увлекшись плохой. Я считаю, что упущенная выгода дорого обходится любому бизнесу.

Напрашивающееся решение – инвестировать время только в хорошие идеи. К сожалению, это нереально: плохую идею очень легко изначально принять за хорошую, а хорошие идеи на первый взгляд почти всегда кажутся плохими.

Например, люди, которые усердно трудились над Microsoft Zune, всерьез думали, что делают лучший плеер всех времен. В то же время, 10 лет назад многие эксперты считали Google еще одним глупым веб-стартапом с не менее глупым названием.

Честно говоря, довольно трудно найти хорошие примеры этого явления из-за одной психологической иллюзии. Когда мы уже знаем, провалилась идея или нет, нам кажется, что оценить ее на начальном этапе было очень легко. Задним числом все хорошие идеи кажутся хорошими, а плохие – плохими.

Как правило, за идеями, в том числе за хорошими, далеко ходить не приходится. Но, к несчастью, плохие идеи приходят в голову чаще других. Успешные люди и компании умеют выявлять и выбраковывать плохие идеи, чтобы освободить ресурсы для работы над хорошими.

К сожалению, единственный способ выяснить, способна ли идея принести какую-то пользу – это провести некоторое время, размышляя над ней. Проблема в том, что после того, как мы убедились в том, что идея плоха, нам нужно найти в себе силы немедленно расстаться с ней. Человеку свойственно привязываться к вещам, на которые он потратил свое время, а от вещей, к которым ты привязался, сложно отказаться. Для организации принять такое решение еще сложнее (еще одна психологическая иллюзия: «мы уже столько работаем над этой идеей, значит, у нее есть перспективы»).

Вы холите и лелеете свою идею до того момента, как станут видны ее фатальные недостатки, а затем безжалостно выкидываете ее на помойку. Да, это требует некоторой жесткости характера. Как сказал Уильям Фолкнер, «убивайте ваших любимцев». Каждому писателю (и программисту) знакома ситуация, когда приходится безжалостно вырезать из текста самые близкие сердцу автора куски, не вписавшиеся в общий замысел.

Все работники в постиндустриальном обществе, так или иначе, тратят время на разработку новых идей. Лучшая мотивация для нас – это возможность посвятить себя чему-то, что для нас действительно важно. Мы посвящаем себя работе над какой-то идеей, уходим в нее с головой – и вдруг выясняется, что эта идея никуда не годится. Мы должны собраться с духом и подвергнуть ее эвтаназии. Конечно, это чертовски сложно сделать.

Здесь я прихожу к неизбежному выводу: самая сложная проблема технического творчества – это своевременный отказ от мусорных идей.

Несмотря на наше стремление к эффективности, выявить по-быстрому, насколько хороша та или иная идея, не получится. Чтобы понять истинную ценность идеи, нужно приложить определенные усилия, и вы не сможете ускорить этот процесс. Вам потребуются факты и логика, при определении ценности идеи нельзя полагаться на интуицию и здравый смысл.

Многие организации, осознавая размер издержек, связанных с упущенной выгодой, пытаются их избежать. Они отбирают идеи, которые кажутся им перспективными, и инвестируют в них, отказываясь от всех остальных. На первый взгляд это кажется оптимальной тактикой – умные люди принимают осмысленные и логически обоснованные решения о том, какая идея заслуживает инвестиций. Единственная проблема этой тактики в том, что она не работает. Система отбора настолько ненадежна, что проще положиться на подбрасываемую монетку, а волюнтаризм принятия решений плохо отражается на моральном состоянии сотрудников.

Отказ от предположительно бесперспективных идей до того, как они были взяты в разработку, предохраняет работников умственного труда от страданий. Увы, он также не дает им реализовать свой творческий потенциал. Иными словами, в организации, для которой важно постоянно генерировать новые идеи, стремление к эффективности убивает творчество.

В культуре, в которой принято ценить только победителей, тяжело привести команду интеллектуалов к провалу проекта и при этом не подорвать их боевой дух. Нам нужно создать культуру, в которой своевременный отказ от мусорной идеи ценился бы не меньше победы. Вместо того чтобы гнаться за эффективностью, мы должны поощрять продуктивность – легко выдвигать новые идеи и легко отказываться от не оправдавших себя. Мы должны научиться прореживать грядки с идеями.

Я говорю об изменениях в производственной культуре, и самым большим изменением должно стать перенаправление нашего внимания от потенциальных провалов к потенциальным успехам. Лучше дать нашим творческим работникам возможность рискнуть и добиться феерического успеха, чем тщательно оберегать их от неудач. Другими словами, лучше потратить ресурсы и победить, чем сберечь ресурсы и проиграть.



Оставить комментарий