Изучение языков стимулирует развитие мозга

Новобранцы Шведской военной академии перевода проходят экспресс курсы иностранных языков. Группа ученых, замеряя параметры их мозговой активности до и после обучения, имела практически уникальную возможность понаблюдать за тем, что происходит в мозгу человека, когда он изучает новый язык в сжатые сроки.

В Шведской военной академии перевода, находящейся в г. Уппсала, молодые люди, увлекающиеся языками, всего за 13 месяцев могут бегло заговорить на арабском, русском или дари. С утра до вечера, без выходных, новобранцы постигают языки сверхускоренными темпами, которые не обеспечат никакие другие языковые курсы.

В качестве контрольной группы ученые наблюдали студентов факультетов медицины и когнитивной психологии Университета г. Умео, которые также напряженно занимались по своим специальностям. Обе группы прошли магнитно-резонансную томографию до и после трехмесячного периода интенсивного обучения. Результаты показали, что структура мозга контрольной группы не претерпела изменений, в то время как у изучавших языки увеличились отдельные части мозга. В частности, вырос гиппокамп (глубинная структура мозга, участвующая в усвоении новой информации и ориентации в пространстве), а также три зоны коры.

«Удивительно, что различные части их мозга развились в разной степени, в зависимости от успеваемости студентов и приложенных ими в ходе курса усилий», — рассказал научный сотрудник факультета психологии Лундского унивеситета Йохан Мортенсон. Студенты, у которых наблюдался наиболее выраженный рост гиппокампа и отдельных зон коры головного мозга, задействованных в процессе изучения языков (область верхней височной извилины) продемонстрировали лучшее усвоение материала, чем их одногруппники. У студентов же, которым приходилось заниматься больше других, наблюдался более выраженный рост моторной зоны коры (медиальная лобная извилина). Таким образом, был сделан вывод, что изменившиеся зоны мозга соответствуют легкости усвоения студентом языка, а степень развития зоны соответствует достигнутому уровню языка.

Проведенные ранее исследования с участием других групп показали, что у людей, владеющих двумя и более языками, позже развивается болезнь Альцгеймера. «Три месяца интенсивного обучения, конечно, несравнимы с использованием двух языков в течение всей жизни, однако и этот эксперимент позволяет заключить, что изучение иностранных языков — отличный способ держать свой мозг в форме», — сказал Йохан Мортенсон.

Более подробно об исследовании читайте здесь: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1053811912006581
Цитируемое издание: NeuroImage

 

Оригинал статьи опубликован 08 октября 2012 г. в журнале Neuroscience

Перевод на русский: ABBYY Language Services



Один комментарий к “Изучение языков стимулирует развитие мозга”

  1. Павел says:

    Еще бы технарей добавили, для “полноты” картины.

Оставить комментарий

'